Глеб Баюн

Глеб Баюн

История моего детства

До моей эры :)

Мои родители появились у бабушек с дедушками ещё во время существования Советского союза. Они росли, учились и взрослели в эпоху перемен. Перемен устройства общества и технологического уклада. Родители застали ещё те времена, когда даже проводной телефон был далеко не в каждой квартире. И, при этом, люди нормально взаимодействовали, заранее договаривались о месте и времени встреч. Потом появилась мобильная связь и Интернет. Жизнь кардинальным образом изменилась.

Бабушкам и дедушкам непросто было вырастить моих родителей и дать им высшее образование. Хорошо, что им помогали мои прабабушка и прадедушка, которых я уже не застал. Казалось-бы, всего несколько десятилетий, но как поразительно поменялась жизнь. Да, в нынешнее время, тоже всё не так просто, но его не сравнить с прошлым. Сейчас у нас есть доступ к огромным массивам информации. Есть, конечно проблема с её качеством, но, при должном упорстве, можно раскопать полезные крупицы из тонн мусора и сделать определенные практические выводы.

Одновременно с развитием информационных технологий, развивались промышленные мощности и нам теперь доступно множество разнообразных товаров. Если мне что-то нужно, я всегда могу это купить в супермаркете или поискать в интернете. А раньше, представляете, ничего не было — ни супермаркетов, ни интернета, ни даже смартфона. Мне несложно представить прошлое, мои потребности относительно невелики, да и в деревне у нас люди не сильно балованные, а вот посмотришь сколько ненужных вещей у городских и удивляешься. Ладно по стройке. Современные материалы и инструменты позволяют выполнять мне мою работу быстрее и проще, и получать более долговечные конструкции. Но вот, внутреннее обустройство жилого пространства вызывает множество вопросов. С виду, конечно, всё ровно и чистенько, но какой же там неприятный воздух. И окно не открыть — запах газов, шум. Я не могу находиться в таких квартирах и домах. Мне там тяжело дышать. Поэтому я всегда радуюсь, когда возвращаюсь в деревню или к себе в лес. Уверен, развитие технологий будет продолжаться, но изменяться должны и люди, их отношения к вещам и другим людям.

Изначально родители жили в разных странах и их знакомство произошло совершенно случайно. Видя изменение политики одной из бывших республик, тенденции к национализации системы управления и общественной жизни, мой отец решил переехать в нашу страну. А позже помог перебраться и родственникам.

Моя мама училась на биолога и дополнительно углублялась в вопросы практической медицины. В начале карьеры она подрабатывала в лечебном учреждении, затем вела исследования в государственном научном институте. Довелось ей поработать и в коммерческой исследовательской структуре.

Отец занимался архитектурой и инжинирингом. Он участвовал в проектировании серьёзных сооружений промышленного назначения, ради дополнительного заработка и расширения круга знакомств, проектировал частное жильё, а в качестве хобби, создавал модели различных механизмов. Наблюдать за ним и принимать участие в подобных проектах было очень интересно.

Несмотря на загруженность на работе, родители каждый год находили время на путешествия. Судя по фотографиям и рассказам, их интересы находились далеко от популярных курортов. К тому же, за границей они бывали реже, чем внутри страны. С появлением первых детей маршруты путешествий стали чуть умереннее, но не более. Мои старшие сестра и брат с самого детства получили уроки самостоятельности и выносливости, которые пошли им только на пользу.

Детство

О событиях с рождения память хранит только фрагментарные впечатления. И то, вероятно, они навеяны рассказами родителей, бабушек и дедушек, а также семейными фотоальбомами. Какая-то осознанность начала появляться, наверное, лет с трёх-четырёх.

Живя в городе, я самостоятельно ходил в детский садик, который был недалеко от дома. Мне там не нравилось, так как приходилось спать днём, есть манную кашу и ходить колонной. Не помню, чтобы в детсаду у меня появились какие-то друзья, просто играли, конфликтовали и тут же забывали произошедшее. Помню такой случай, наверняка он был у каждого: поднимаясь по лестничному пролёту, я просунул голову сквозь прутья на которых держатся перила, а обратно вытащить голову не получается — уши мешают. Я запаниковал и может даже заплакал, но, привычная к этому, воспитательница за секунду вернула мою голову на свободу. Я сделал вывод, что никогда не нужно паниковать.

Вне детского сада меня чаще окружали взрослые и брат с сестрой. Но с весны до осени, большую часть времени я проводил в деревне. Бабушка с дедушкой с трудом заманивали меня с улицы домой. Чего мы только не творили с моими приятелями, куда только не катались на великах. А куда не было дороги, пробирались пешком. Конечно, приходилось помогать бабушке с дедушкой по хозяйству. Мне эта деятельность тогда казалась однообразной и скучной. Однако, другие ребята тоже исполняли свою повинность, поэтому приходилось поливать помидоры или полоть сорняки, чтобы покормить хрюшек, в ожидании того момента, когда других парней и девчонок тоже отпустят из дома. Именно здесь у меня появился настоящий друг. Сколько мы с ним не ссорились, всегда мирились и готовы были помогать друг-другу абсолютно бескорыстно.

Семья у нас всегда была дружная. Мы регулярно общались и с дальними родственниками и с множеством знакомых и соседей. Все помогали друг-другу как могли. Если возникали какие-то мелкие конфликты, то они довольно скоро забывались. Жизнь виделась довольно безоблачной, а если угрозы где и существовали, то я был в недосягаемости для них.

Но в жизни всегда найдётся место для драмы. Лет в 7, не помню точно, я влюбился в девочку. Вы не поверите, уже тогда мы целовались. Я пел ей какую-то песенку и был счастлив. Но, как это бывает в детстве, когда ты ещё не управляешь своей жизнью, любовь потерялась. На очередное лето меня увезли в деревню, а по возвращении, я не сумел её найти. Её имя я помню до сих пор.

Сколько я себя помню, все окружающие люди считали своим долгом внести свою лепту в моё обучение. И мать с отцом, и дедушка с бабушкой, и брат с сестрой всегда находили повод и время, чтобы со мной позаниматься. Чтение, таблица умножения, приёмы изготовления и сборки разных штуковин, знания о выращивании растений и животных, какие-то жизненные советы и приёмы самообороны. Каждый по кусочку вкладывал в меня знания и умения. Когда я обнаружил местную библиотеку, то сразу прочитал все детские сказки. Особенно мне запал в душу Волшебник изумрудного города Александра Волкова. Позже я нашёл всю эту серию книг и перечитал несколько раз. Ну представьте сами, как это замечательно, обнаружить волшебный мир, спрятанный за непроходимыми горными хребтами! Позже появился Робинзон Крузо Даниэля Дэфо, Таинственный остров Жюля Верна, Затерянный мир Конана Дойля. Оглядываясь назад, я понимаю, что с самого детства искал свой затерянный мир. И нашёл его!

Мы часто приезжали в деревню из города. Любимым нашим занятием были семейные походы по окрестным лесам. Но больше всего, мне нравилось ходить вдвоём с отцом. Это было совершенно иное времяпрепровождение. Мы гуляли и отдыхали ведя различные научно-практические беседы обо всём, начиная от букашек и заканчивая вселенной, её строением, возможностями, которые она нам сулит и ограничениями наших слабеньких тел. Часто мы шли сохраняя абсолютное молчание, растворяясь в окружающем пространстве. Тогда нам удавалось подсматривать за местными "жителями", которые замечали нас в последний момент, оценивали нас и часто сразу же скрывались в зарослях. Охотились мы редко, только по необходимости прокорма. Чаще ловили мелкую рыбу в ручьях и озёрцах.

В некоторых местах мы с отцом, иногда нам помогал брат, когда был в отпуске, строили небольшие убежища. Они позволяли с комфортом проводить многодневные прогулки не таская за собой палатки, провизию и оборудование.

Однажды отец вернулся из длительного одиночного похода. Гораздо позже назначенного срока. Мать даже уже начала волноваться. Он вернулся в каком-то необычном настроении, радостный и задумчивый одновременно. В нём не чувствовалось абсолютно никакой усталости. После ужина меня отправили спать. Из-за перегородок было слышно, что они обсуждают с матерью что-то важное. Говорили долго. Я пытался расслышать о чём они говорят, но не выдержал и заснул.

Наутро мне сказали, что мы переезжаем в деревню навсегда. О причинах переезда я даже не спрашивал в том возрасте. И, конечно же, был этому рад. В городе у меня было меньше друзей и нас не связывали столь важные приключения, которые мы переживали в деревне.

Первые несколько лет наша семья жила в доме у бабушки. Старшие дети уже обосновались в городе и там оставались жить. Если раньше мы прибывали в гости "цыганским табором" лишь на несколько дней, то теперь нам требовалось полноценное пространство. Отдельная комната для меня, спальня родителей и их рабочий кабинет. Дом пришлось основательно переделать и пристроить к нему ещё чуть ли не половину, чтобы оставить гостевые комнаты. Предварительно отец, с помощью брата, выстроил сарай-мастерскую, где хранились различные ручные и электрические инструменты, станки и строительные материалы. Таким образом, последующее строительство шло споро и в удовольствие.

В связи с переездом далеко от города, родителям пришлось сменить работу. Судя по всему, у них был запас средств. Они имели хорошую высокооплачиваемую работу, а у нас в семье было принято бережно относиться к еде и вещам. Покупали только то, что действительно необходимо. Я даже иногда завидовал другим ребятам, у которых было множество солдатиков, классных машинок и других вещей. У меня, конечно, тоже были игрушки, просто в меньшем количестве и не такие дорогие. Зато всегда в достатке находились кубики, конструкторы и пластилин. А ружьё, практически самостоятельно вырезанное из палки, по виду хоть и неказистое, умело стрелять разными предметами посредством резинки. А сколько раз я изготавливал лук со стрелами, начитавшись Тома Сойера и прочих приключенческих произведений.

Отец в основном работал из дома. Тогда ещё не была развита удалёнка, поэтому он регулярно наведывался в город. У матери не было такой возможности работать удалённо или же не захотела. Она на четверть ставки подрабатывала в деревенском медпункте и консультировала частным образом, неофициально. Стала изучать народные способы лечения, благо природа вокруг представляла собой отличную аптеку. К ней даже из города часто наведывались люди. Да и сейчас регулярно приезжают совета спросить. Благодарят кто как может, денег она сама за свою работу никогда не просит.

Отрочество

Так я называю тот период жизни, когда моя жизнь стала обрастать различными обязанностями. Отрочество моё началось рано. После переезда в деревню и обустройства жилья, родители активно взялись за моё воспитание и образование. Если раньше я чаще воспринимал это как игру, то теперь появилась чуть ли не натуральная повинность. В школу мне не нужно было ходить, но получать знания в полном объёме всё равно пришлось. Родители объясняли, что они дадут мне всю школьную программу, но за более короткий срок и по особой методике. В качестве дополнительной нагрузки мне необходимо было заниматься с соседскими ребятами, проверяя их домашние задания. Не скрою, это не всегда приятное времяпрепровождение, но у нас был стимул поскорее завершить задачи и сбежать на улицу. Общение с другими детьми давало мне понимание себя в качестве ученика, а попытка научить, позволяла самому глубже осознать изучаемую тему. Это я сейчас так рассуждаю, а тогда мы лишь стремились поскорее вырваться на волю от всех этих учебников.

Вставали мы рано, не с восходом летнего солнца, конечно, но рано. Разминка была обязательной, её делали все. Часто на улице. Ходьба босиком по земле и купания в пруду нерегулярно, в зависимости от погоды. Далее душ, завтрак по желанию (можно было и попозже прийти перекусить). После, каждый занимался своим делом. У меня был план обучения по которому я сначала самостоятельно пытался разобраться в заданных темах. Причём, мог сам выбирать то, что мне сегодня было интереснее. Затем приходили мать или отец, которым я отчитывался либо наоборот, просил помочь с непонятными моментами. Приличного интернета с ютубом тогда в деревне ещё не было. Затем обед, а после обеда мог быть сончас. После отдыха вторая половина дня чаще всего посвящалась физическому труду. Меня ждал либо огород, либо какие-то поделки, в общем смена деятельности. Можно было встретиться с моими "подшефными" ребятами, а затем удрать в лес или на озеро.

Важным уроком для меня была социализация. Я должен был знакомиться со всеми детьми в деревне, запоминать как кого зовут, выяснять каков характер у каждого, где живёт, кто родители. Уметь наладить отношения и с детьми, с их старшими братьями и сёстрами и с их родителями. Если это были откровенно плохие ребята, то необязательно было с ними общаться, главное научиться не вступать в конфронтацию. Драться не запрещали, но так, чтобы без злости. Чтобы потом выстаивать какие-то ровные отношения, если не удавалось дружественные. Нельзя было обижать и даже дразнить более слабых детей или детей с изъянами, которым часто несправедливо достаётся. Родители целенаправленно вырабатывали у меня навыки управления конформизмом. Мне необходимо было учиться неявно корректировать поведение других детей, чтобы они вели себя более дружно. Например, был один необщительный мальчик, которого не то, чтобы обижали, но и не звали играть. Он часто уходил на рыбалку в одиночестве. Я напросился сходить с ним и постепенно узнал его поближе. Как оказалось, он вполне хороший, только малообщительный и гордый. Другим ребятам я расхваливал его навык изготавливать удочки и прочие моменты. Потом позвал ещё пару человек на рыбалку и готовку рыбы на костре. За пару недель проблема была решена. Теперь и ребята относились к Виктору как к равному и он тоже не таил на них злобы, стал чаще играть с нами.

Много всего хорошего происходило в деревне. Бывали, конечно и исключения, которые не очень хочется вспоминать. Например, когда мы подглядывали за девчонками и мне влетело от деда, ну как влетело, он просто покачал головой и я всё понял. Или когда я повздорил с незнакомым пацаном. Начали с ним выяснять отношения, а он просто ударил меня в челюсть и я расплакался от неожиданности и обиды. Но в основном, конечно, жить в деревне было здорово, гораздо интереснее, чем в городе.

Отдельным этапом моей жизни стал переезд из деревни ещё дальше вглубь природы. Отец решил, а мама согласилась, переехать из деревни в лес. Туда даже не вела грунтовая дорога. Это создавало определенные сложности в строительстве дома, но с помощью спецтехники и удачного стечения обстоятельств удалось доставить большую часть стройматериалов. Тем не менее, многое потом ещё приходилось таскать на спине. Место для дома было выбрано удачное. Более-менее ровный участок с плодородной землёй. Рядом протекал небольшой ручеёк, который потом направляли для наполнения пруда, выкопанного в низинке на месте болотца. Ручеёк также использовался в качестве слабенькой электростанции. Но нам много электричества и не нужно было.

Дом строили в основном из местного материала. Камни и песок из ручья, глина добыта из пруда, деревья с будущего огорода. Всё это составило основу дома и хозяйственных построек. Технология строительства была смешанная. Сруб, досчатые сараи, глиночурка. Для защиты от осадков применяли современные материалы: рубероид и оцинкованный металл. Окна изготовил деревенский плотник. Для защиты дерева использовали обжиг древесины и натуральные полимеризующиеся масла. На чердак толстым слоем засыпали стружку и опилки оставшиеся от обработки древесины. Правда приходилось их досушивать в сараях и смешивать с известью.

Работа велась тщательно, поэтому медленно, несмотря на привлечение помощников из деревни. После того, как обосновались, ещё несколько лет достраивали изначально запланированные строения. Что-то даже приходилось переделывать, но совсем немного.

Как мне тогда казалось, я работал наравне со взрослыми. Мне нравилось себя чувствовать настоящим мужчиной, который преодолевает трудности. Именно так и продвигались переселенцы девятнадцатого века в неизведанные земли на разных континентах. Создавали крепкие хозяйства с налаженным бытом. У нас, конечно, были современные знания, орудия труда и материалы, но работы всё-равно было огромное количество. Усталость до дрожи в мышцах и мозоли, чем не повод для гордости? Вот она, настоящая жизнь! А по вечерам, попарившись во временно сооружённой баньке, забывал об усталости, об укусах комаров и засыпал уже практически за столом во время ужина.

Человек, которого не было

Живя с родителями в лесу я не особо задумывался над будущим. Да, собственно говоря, некогда было этим заниматься. Учёба, хозяйственные дела и вылазки на природу занимали много времени. Единственно, я скучал по своим друзьям и регулярно находил поводы погостить в деревне и повидаться с ними. Однако, чем старше мы становились, тем чаще возникало чувство, что наши интересы потихоньку расходятся.

Мне до сих пор неизвестна причина по которой мои родители решили воспитывать меня столь оригинальным образом. Почему они ушли вглубь леса? Была ли это просто прихоть провести эксперимент на собственном ребенке или за этим стояло что-то большее? В то же время, мне никто не запрещал влиться в обычную жизнь когда я этого захочу. Отец обещал провести экзамен, когда мне исполнится 15 лет. Если я пройду испытание, то стану абсолютно самостоятельным и независимым человеком и смогу выйти из под родительского крыла.

Однако планам не суждено было сбыться. Однажды отец не вернулся из очередного похода.

Первая моя трагедия была в раннем детстве, когда умер мой любимый дедушка. Это было непередаваемое ощущение безграничного горя. Несмотря на то, что он давно неизлечимо болел, его уход стал потрясением для ребенка. Нечто несуществующее отняло его у меня и не было никакой возможности вернуть всё обратно.

Потом, в более осознанном возрасте, меня научили по иному воспринимать приход живого в этот мир и исход из него. Мол не нужно излишне горевать по ушедшим, чтобы привязывать их к себе и т.д. Оно всё, конечно, складно и хочется в это верить, но слишком уж красивая теория, чтобы быть правдой. Помогает, конечно, переживать боль утрат, но эта боль всё равно регулярно возвращается волнами.

Когда не вернулся отец, мама всё время успокаивала меня.

— Он уже выполнил всё, что запланировал в этой жизни, вырастил детей, научил их быть настоящими людьми. Его предназначение исполнено. Поэтому горевать не следует.

— Ну а как же я? Он же должен был провести мне экзамен?

— Возможно сейчас и начинается твой экзамен. Подумай над этим. А я присмотрю за тобой. Уверена, у тебя получится стать настоящим мужчиной.

— А как же ты?

— Я сильная, всё будет хорошо.

На тот момент у меня не было какой-то определенной цели в жизни. Я просто поглощал знания, делал то, что от меня требовали и наслаждался ощущением существования. Хотелось мне тогда ехать в город, получать официальное образование, затем профессию и работу? Конечно нет! Родители заботились обо мне и меня всё устраивало.

Теперь же, мне предстояло самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, а впоследствии, заводить свою семью и обеспечивать её. Я умел многое, но на чём специализироваться в этом мире, чтобы заниматься тем, что мне по душе, иметь достаточный доход и время на саморазвитие? Чтобы жить там, где мне нравится?

Огромная проблема для самоопределения заключалась в том, что я жил инкогнито. Не существовало никаких документов доказывающих моё существование. Не было, даже, свидетельства о рождении. Человек физически в наличии, но в государственной системе его нет. Я не могу пойти в школу (уж не знаю как я ходил в детский садик), не могу поступить и в университет. За медицинской помощью необходимо обращаться либо к платным врачам, либо по знакомствам. Хорошо, хоть знакомств у нашей семьи достаточно.

Работать официально тоже не получится. Остаётся работать на себя, неофициально, пока наличные ещё не отменили. Вот поэтому-то я и стал искать случайные заработки. Благо навыки социальных коммуникаций были достаточно "прокачаны".

Можно, конечно, попробовать легализоваться и за год-другой пройти все процедуры, но почему-то я отложил эту задачу.

Неожиданное открытие

Ну, а что произошло со мной в последнее время вы знаете из моего дневника, который называется Учитель из Замирья.